фoтo: Свeтлaнa Xoxрякoвa
В нoминaции «Лучший игрoвoй фильм» былo прeдстaвлeнo шeсть кaртин: «Дaмa Пик» Пaвлa Лунгинa, «Дуэлянт» Алексея Мизгирева, «Коллектор» Алексея Красовского, «Монах и бес» Николая Досталя, «Рай» Андрея Кончаловского, «Ученик» Кирилла Серебренникова. Награду вручал Владимир Меньшов быстро. До закрытия метро оставался час. И он переживал о коллегах, которым надо как-то добраться домой. Кончаловский держал две “Ники” и особенно благодарил свою жену Юлию Высоцкую. Он говорил о том, что рана холокоста не должна быть забыта.
Награду в номинации «Лучшая режиссерская работа» вручал Сергей Юрский. Он говорил о том, что режиссерская профессия появилась из распорядителй в театре, отвечающие за то, кто за кем выходит:”А теперь они стали богами. Вот истинный бог – Сокуров”. А победил Андрей Кончаловский с фильмом “Рай”. И говорил он не о себе и своей картине, а о Сокурове, который в этот вечер получил “Нику” в почетной номинации ” Честь и достоинстао”.
«Лучшая сценарная работа» – у Юрия Арабова, фильм “Монах и бес”. Он говорил о том, что от каждого из нас многое зависит.
«Лучшую музыку к фильму» написал Эдуард Артемьев к «Герою». На церемонии он не присутствовал. А вручавший награду Сергей Скрипка радоался тому, что в кино возвращается оркестровая музыка. “Синтезатор – это эрзац, поцелуй через стекло” Радовался Скрипка и тому, что нынешние номинанты знают ноты. Это уже приятно”. Не секрет, что в кино часто работают и другие “композиторы”.
«Ника» за «Лучшую мужскую роль» – у Тимофея Трибунцева, «Монах и бес». «Лучшая женская роль» – у Юлии Высоцкой,«Рай».
«За вклад в кинематографические науки, критику и образование» отметили кинокритика Андрея Плахова. Он вспоминал Элема Климова, говорившего с властью не с лизоблюдских позиций, а мужских. Если бы не он, то не было бы профессиональной премии “Ника”, были бы только государственные награды.
Спецприз Совета академии «За выдающийся вклад в отечественный кинематограф» получил кинорежиссер Александр Митта из рук Вадима Абдрашитова, который говорил о порядочности и честности лауреата, о том, что каждая его картина как дебют, что-то новое.
В этот день у Александра Наумовича был день рождения. Его ученики, а среди них – ноаоиспеченные лауреаты ” Ники” Елена Коренева и Павел Бардин, вывезли на сцену торт.
Церемония шла неспешно. Второе отделение началось в 22.50. Ведущий церемонии Юлий Гусман успокаивал кинематографистов:”Здесь прекрасные кресла – заночуем”. На выкрики из зала “Есть хотим” он отвечал, что еда будет только утом в метро. Многие лауреаты, получив награды, покинули театр. А вот Александр Сокуров мужественно продержался до самого финала. Завершилось действо после полуночи.