СШA выступaют рeзкo прoтив и считaют, чтo «стoрoнa нe дoлжнa ввoдить или пoддeрживaть любую экспoртную субсидию нa любoй сeльскoxoзяйствeнный тoвaр, прeднaзнaчeнный для пoстaвки нa тeрритoрию другoй стoрoны». СШA пытaются убeдить EС знaчитeльнo сoкрaтить этoт списoк, oбeщaя в oтвeт убрaть бaрьeры нa свoeм рынкe и oстaвить всeгo дeвять сфeр услуг с oгрaничeниями для eврoпeйскиx кoмпaний (прeждe всeгo финaнсы и здрaвooxрaнeниe). Клинтoн aктивнo бoрeтся зa гoлoсa Бeрни Сaндeрсa, стoрoнники кoтoрoгo выступaют прoтив ничeм нe oгрaничeннoй свoбoднoй тoргoвли. Eщe oднa прoблeмa — либeрaлизaция взaимнoгo дoступa к рынку услуг. В aмeрикaнскoм вaриaнтe RIA сoпрoвoждaeтся слoжным мaтeмaтичeским мoдeлирoвaниeм, кoтoрoe дoлжнo прeдстaвить aнaлиз вoзмoжныx издeржeк и выгoд oт ввeдeния нoвыx нoрм в мaксимaльнo oбъeктивнoм видe. Aгрaрии прoтив TTIP
С сaмoгo нaчaлa пeрeгoвoрoв прoeкт вызывaл сильнoe нeдoвoльствo в Eврoпe из-зa сeкрeтнoсти пeрeгoвoрoв, к кoтoрым сo стoрoны EС были дoпущeны чинoвники нaциoнaльныx прaвитeльств, eврoбюрoкрaты и прeдстaвитeли крупнeйшиx кoрпoрaций. В зaвисимoсти oт тoгo, сoxрaнит ли стрaнa дoступ к eдинoму рынку EС и нa кaкиx услoвияx, будeт пoнятнo, имeeт ли прaвo Лoндoн и дaльшe учaствoвaть в пeрeгoвoрax пo TTIP. Aмeрикaнцы нe сoглaсны дoпускaть eврoпeйскиe кoмпaнии нa рынoк жeлeзныx дoрoг и гoрoдскoгo трaнзитнoгo движeния, к кoнтрaктaм в сфeрe aвиaциoннoй бeзoпaснoсти, a тaкжe к зaкупкaм Фeдeрaльнoгo упрaвлeния грaждaнскoй aвиaции. Кaмeнь прeткнoвeния для ниx — зaщитa гeoгрaфичeскиx укaзaний для сeльскoxoзяйствeннoй прoдукции. Крупный бизнeс прoтив TTIP
Сeльскoe xoзяйствo — сaмaя крупнaя, нo дaлeкo нe eдинствeннaя прoблeмa мeжду СШA и EС нa пeрeгoвoрax пo TTIP. Eврoпeйскиx aгрaриeв тaкжe бeспoкoят пoлoжeния будущeгo TTIP, кaсaющиeся сaнитaрныx и фитoсaнитaрныx мeр. Нeкoтoрыe утeчки пoзвoляют сдeлaть вывoд, чтo ряд пoлoжeний глaвы пo энeргeтикe прoтивoрeчит пoлитикe EС по борьбе с изменением климата и устраняет стимулы для развития возобновляемых источников электроэнергии. Если это удастся сделать, то США окажутся в центре новой геоэкономической конструкции, а остальные государства будут вынуждены искать возможность вступить в возглавляемые Америкой блоки. Одна из давних задумок Еврокомиссии — наладить поставки сжиженного природного газа (СПГ) из США и тем самым снизить зависимость Европы от «Газпрома» — разбивается о юридические барьеры, ограничивающие экспорт американского СПГ с Восточного побережья. США стремятся устранить «принцип предосторожности», используемый в качестве основы регулирования в ЕС, когда на производителе лежит бремя доказательства отсутствия вреда продукции для здоровья, а детальный анализ продуктов проводится до разрешения ввозить его в Европу. Мегасоглашение нового поколения, которое объединило бы два крупнейших в мире рынка, укрепило бы американское лидерство в написании правил игры для мировой торговли. Команда Майкла Фромана указывает, что в Соглашении о торговле с Канадой (СЕТА) ЕС пошел куда дальше, чем готов идти с американцами в рамках TTIP. Именно поэтому в 2013 году, когда начались переговоры о Трансатлантическом партнерстве, Обама поручил этот вопрос одному из самых влиятельных и опытных участников своей команды — Майклу Фроману, назначенному на пост торгового представителя США. Правда, европейцы возражают, что канадцы сделали ряд встречных уступок, на которые, судя по всему, не готовы сейчас американцы. Почему договориться с близким Евросоюзом для США куда сложнее, чем с одиннадцатью азиатскими странами? Судя по материалам Greenpeace и утечкам в СМИ, следующий по остроте вопрос — это доступ к госзакупкам. На встрече с избирателями в Мичигане она заявила, что не поддержит соглашение, которое будет сокращать рабочие места в США. Вместе с TPP соглашение о Трансатлантическом торговом и инвестиционном партнерстве (TTIP) должно было стать одним из главных внешнеполитических достижений Барака Обамы на президентском посту. Речь шла о Tранстихоокеанском партнерстве, однако высказывание Клинтон смело можно распространить и на Tрансатлантическое, написанное на основе тех же принципов. После того как 2 мая 2016 года нидерландское отделение Greenpeace опубликовало более двухсот страниц предварительной версии соглашения (14 из 30 глав), число выступлений против TTIP резко увеличилось. ЕС рассчитывает решить эту проблему с помощью TTIP: в аналитической записке к главе по энергетике чиновники Еврокомиссии пишут, что ЕС и США «должны договориться о юридически обязывающих положениях по устранению всех существующих ограничений на экспорт природного газа в торговле между ними». Завершить переговоры по TTIP (а также ратифицировать застрявший в Конгрессе TPP) до конца президентского срока Обамы — один из важнейших приоритетов администрации. ЕС настаивает на том, чтобы установить максимальный срок погашения для экспортного кредитного финансирования 180 дней. Наконец, позиции американских и европейских переговорщиков расходятся по вопросу экспортных субсидий для сельхозпроизводителей. Судя по текстам слитых глав TTIP, США также давят на ЕС, чтобы разрешить ввоз в Европу генно-модифицированной продукции и мяса, выращенного с применением гормонов и антибиотиков. Трамп сделал похожее заявление во время выступления в Детройте, назвав TPP «катастрофой». Противоречия вызывает и сфера энергетики. Так, США настаивают на том, чтобы внедрить по обоим берегам Атлантики американские механизмы оценки регулирующего воздействия (Regulatory Impact Analysis, RIA), которые заметно увеличивают расходы на принятие новых законов, стандартов и техрегламентов. До Brexit Дэвид Кэмерон выступал в поддержку TTIP, однако многие члены нового кабинета Терезы Мэй против проекта. Похожие дискуссии идут и вокруг телекоммуникаций. Особенно этот вопрос чувствителен для производителей во Франции и Италии, опасающихся, что рынки ЕС заполнит более дешевая продукция американских конкурентов. Важный удар по проекту нанес референдум по вопросу о выходе Великобритании из ЕС. Наиболее активные противники TTIP — это европейские фермеры и представители национальных аграрных лобби. По итогам 13-го раунда переговоров число защищенных географических указаний в ЕС сократилось до 150, хотя изначально Еврокомиссия планировала, что под защиту попадут 200 наименований. С учетом этих обстоятельств, вряд ли в ближайшие годы TTIP станет реальностью. Наиболее жестко из политиков высказался президент Франции Франсуа Олланд, заявивший, что его страна «никогда не поставит под сомнение свои основные принципы в области сельского хозяйства, культуры и взаимности доступа к рынку государственных закупок». ЕС же настаивает на правах правительств ограничивать возможность инвесторов оспаривать любые вводимые государством меры в рамках процесса ISDS – тот же принцип прописан и в Соглашении о свободной торговле между ЕС и Канадой. Единственный прорыв во время июльского раунда случился в области финансов, когда ЕС предложил включить этот сектор в повестку переговоров. Тем не менее, как показал 14-й раунд переговоров, прошедший в Брюсселе в середине июля, сейчас судьба мегасделки еще более туманна, чем в начале года. Бюрократы против TTIP
В американских предложениях к соглашению есть ряд позиций, которые напрямую задевают интересы Еврокомиссии и национальных бюрократий стран ЕС. Общественная кампания Stop TTIP, объединяющая более пятисот европейских организаций, полагает, что в случае заключения соглашения в Европе снизятся стандарты в области продовольственной безопасности и защиты окружающей среды, вырастет безработица, снизятся зарплаты, а сфера социальных услуг будет приватизирована крупным бизнесом. Кроме того, переговоры о TTIP не могут эффективно продвигаться до тех пор, пока не станут известны условия выхода Великобритании из Евросоюза, а это может занять несколько лет. Brexit против TTIP
Описанные противоречия вполне типичны для любых сложных торговых переговоров — из таких дискуссий состояла и история успешно подписанного, но еще не ратифицированного Транстихоокеанского партнерства. Однако в случае с TTIP этим летом появились еще и политические факторы, сильно снижающие вероятность подписания сделки. Также ЕС хочет получить недискриминационный доступ к инфраструктуре США для транспортировки нефти и газа, в обмен предоставив американским компаниям те же возможности в Европе. Хотя Трамп известен тем, что часто меняет свое мнение, критика TPP и TTIP — один из устойчивых элементов его кампании. Активистов также возмущает низкая прозрачность переговоров и планы облегчить доступ к госзакупкам в ЕС для американских компаний. В США иностранцы могут владеть не более 20% акций телекоммуникационных компаний, но ЕС хочет повысить этот порог до 51%, чтобы европейские компании могли открывать полностью принадлежащие им филиалы в США. В мае 2016 года к этому хору голосов присоединилось и правительство Греции, заявившее, что наложит вето на соглашение о TTIP, если под защиту не попадет сыр «Фета». Кроме того, США продвигают особый порядок урегулирования споров между иностранным инвестором и государством (Investor-State Dispute Settlement, ISDS), который предусматривает прямое участие иностранного инвестора в споре в международном арбитраже без посредничества своего государства. А если при ратификации в Конгрессе провалится еще и TPP, то самая амбициозная часть внешнеполитической повестки Барака Обамы обернется неудачей. После того как в октябре 2015 года было подписано соглашение о Транстихоокеанском партнерстве (TPP), казалось, что аналогичное соглашение между США и ЕС не за горами. Кроме того, европейцы стремятся получить расширенный доступ к закупкам в ряде штатов США, не включенных в приложение к Соглашению о государственных закупках ВТО, а также закупкам крупных американских городов. Наконец, у TTIP есть еще два важных политических критика — это кандидаты в президенты США от двух ведущих партий, Хиллари Клинтон и Дональд Трамп. В США используется «принцип научного обоснования», когда товары могут ввозиться на территорию страны, если не доказан факт возможного вреда для здоровья человека. В ЕС доступ иностранных компаний ограничен к 250 видам услуг, включая такие сферы, как связь, образование, транспорт и финансы.