О государственной территории

Нa мoрскoй тoргoвлe и мoрскoй
силe oснoвывaлoсь мoгущeствo тoргoвыx рeспублик дрeвнeгo и нoвoгo мирa, нo
oснoвным бaзисoм гoсудaрствa всeгдa былa и дoлжнa быть твeрдaя зeмля, xoтя бы
дaжe пeсчaныe лaгуны, нa кoтoрыx рaсцвeлo мoгущeствo Вeнeции. Мoрскиx гoсудaрств
в сoбствeннoм смыслe этoгo слoвa, т.e. плaвучиx гoсудaрств, никoгдa нe
сущeствoвaлo, xoтя и сущeствoвaли мoрскиe сoюзы, бывшиe дoстaтoчнo сильными для
тoгo, чтoбы бoрoться с бoльшими гoсудaрствaми; тaкoвыми были, нaпримeр, в
дрeвнeм мирe пирaты, с кoтoрым
сoстязaлся Пoмпeй, или в срeдниe вeкa мoрскиe рaзбoйники нa Бaлтийскoм мoрe. В
нoвoe врeмя тaкoгo жe рoдa сoюзы прeдстaвляли собой флибустьеры и буканьеры в
водах Вест-Индии. Но все эти пираты должны были владеть пристанями и островами,
чтобы иметь точку опоры для своих предприятий, и если бы они могли прочно
утвердиться в этих пунктах, то весьма вероятно, что следствием этого было бы
образование государств. Таким образом морской разбойник Хайр-ад-Дин Барбаросса
основал в Алжире государство, продолжавшее заниматься разбоем до покорения этой
страны французами. К числу пиратов, положивших основание государствам можно
отнести также нормандских морских королей. Они предводительствовали флотами и с
их помощью покорили многие земли и положили основание государствам, например
Нормандия и Неаполь.

Следовательно, твердый элементы
составляет необходимое условие для государств, и это потому, что государство
есть учреждение постоянное, прочное. Образование государств начинается с того
времени, когда группа людей устанавливает постоянную оседлость в определенной
поземельно области, поводом к чему, как показывает опыт, служит занятие земледелием.
Таким образом, вол и корова составляют краеугольные камни цивилизации, и плуг
есть орудие основания государства. Потому-то в древности границы вновь
образованных государств обводили бороздой, как это сделал Ромул при основании
Рима. Народы, кочующие и занимающиеся охотой, не составляют его государств,
хотя они и могут иметь определенные луга и места для охоты и делать их между
собой, что составляет первые шаги к оседлости.

Также точно не составляют
государств те общества, члены которых хотя сами по себе оседлы и связаны
крепким устройством, но не обладают землями. Орден иезуитов, господствовавший
над столькими государствами и предписывавший законы самому Папе Римскому, но
составляет государство, он гораздо меньше похож на государство, чем маленькая
республика Сан-Марино, которая состоит под покровительством папы. Этому ордену
не достает только земли, во всех других отношениях они имели бы достаточно
средств для основания государств. Иезуиты пытались приобрести область в
Парагвае и утвердись они там – в настоящее время существовало бы действительное
государство иезуитов, которое представляло бы весьма интересное явление среди
американских республик. Ионийцы, напротив, утвердившись на Родосе и Мальте,
образовали действительное государство, которое уничтожилось только с потерей
Мальты, но с тех пор мальтийский орден не составляет государства, хотя и сохранил
право посольства. Раньше того, орден меченосцев поселился в Лифляндии, а
Тевтонский орден по Висле, из них последний вскоре достиг первостепенного
могущества на севере Европы и из рыцарского ордена преобразовался впоследствии
в прусское государство. Следовательно этот орден достиг того, чего не могли
достигнуть более могущественные иезуиты. Причина тому та, что рыцарский орден
обладал военной мощью, чего не доставало ордену иезуитов. Также точно
могущественные ганзейцы не основали государства, и тоже потому, что они не
владели особенной областью.

Следовательно, государства
должно обладать отдельной, исключительно им принадлежащей областью, в пределах
которой они одни могли бы распоряжаться, дать значение этому праву
исключительного обладания они могут только силою меча, — силою, которая
составляет необходимое условие для создания государств. Оттого учреждения для
защиты страны составляют такую важную часть государственных учреждений. Причина
понята: от сохранения своего исключительного господства над государственной
областью зависит существование самого государств.

Это исключительное господство
составляет территориальное право, которое по своему принципу должно быть правом
исключительным. Следовательно, если одно государство предоставляет другому
право распоряжения в пределах своей территории, как, например, право проводить
войска через его земли, то такие уступки делаются только на основании
определенных договоров, которые предполагают в себе условия, охраняющие неприкосновенность
прав верховной власти, и все-таки государства решаются на такие уступки весьма
неохотно. Еще неприятнее должно быть для них, когда они бывают вынуждены отречься
от права свободного распоряжения известной частью своей территории, как,
например, отречься от права строить в известном месте крепости или открывать
военные порты – к чему еще недавно была принуждена Россия в Севастополе, или
срыть крепость – к чему часто принуждались многие государства, потерпевшие
неудачу в войне.

Так как не существует плавучих
государств, то не существует никакой верховной власти над открытым морем. Море
по природе своей свободно, оно не может служить базисом государству и,
следовательно, не может быть объектом суверенитета. Только береговые границы
моря могут подлежать обладанию, и государства простирают на них свою верховную
власть на расстоянии пушечного выстрела. Гавани и корабли составляют принадлежности
территории, они считаются частями государства, право же флага имеет основание в
праве территориальном. Поэтому флаг представляет государство и только
государство признанное, иначе он почитается за флаг пиратов. С территорией
связаны все существующие права, так как только в пределах ее возможна
ответственность, потому-то именно не существует никакой территориальной власти
над морем, а только над сушей. Если бы образовались когда-нибудь плавучие
государства, то возникло бы территориальное право над морем, вследствие чего
уничтожилась бы свобода морей, и морское право претерпело бы радикальные изменения.

Все вопросы, касающиеся
территориального права, составляют важнейшую часть вопросов государственных,
потому что с ними связана судьба самого государства. Из-за государственной территории,
для защиты ее или из желания ее увеличить велась большая часть войн в древности
и в наше время, и территориальные изменения, составляют важнейшую часть истории
государств.

Если государство не обладает
силой для защиты своей территории, то существование его весьма шатко, такие
государства могут сохранять независимость только с помощью других государств, а
эта помощь всегда обусловливается обязанностями со стороны покровительствуемого
государства, чем фактически ограничивает его суверенитет. Но если государства
ослабевают до того, что допускают нарушения своего территориального права, но
оказывая даже ни малейшего сопротивления, то смертный час их уже настал. Так
распалось Польское государство, после того как в последние дни своего
существования оно превратилось, так сказать, в постоялый двор, куда со всех
сторон стекались соседи с войсками, даже не уведомляя предварительно о своем
приходе. Но Польша лежала уже тогда как государственный труп, прикрытый
королевской мантией, о которой соседи метали жребий, готовясь предать труп
земле.

Даже внутреннее бытие
государства обуславливается территорией. Известно, что организация древнего Египта,
Вивилона и Индии была, некоторым образом, предначертана природою страны, именно
– системой рек, орошавших эти государства; особенность Египта была связана с
Нилом, который был также священен для египтян, как теперь Ганг для индусов.
Таким образом, в этих случаях территория принимала значительное участие в
образовании государств.

Все эти факты приводят нас к
тому убеждению, что территория не составляет просто внешней принадлежности
государства, но напротив она составляет наиболее важную часть государства.

Константин Франц. Общие начала физиологии государства. 1870 год. 

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.