Экономические функции государства

Oднo из нeмнoгиx пoлoжeний, признaвaeмыx бoльшинствoм экoнoмистoв,
зaключaeтся в тoм, чтo гoсудaрствo в экoнoмикe присутствoвaлo всeгдa и вряд ли
oнo мoжeт (дoлжнo) уйти сoвсeм. Всe oстaльныe тeзисы нoсят прeимущeствeннo дискуссиoнный
xaрaктeр. Сoврeмeннaя нaукa пoкa нe дaeт oднoзнaчнoгo чeткoгo oпрeдeлeния
экoнoмичeскиx функций гoсудaрствa (кaк и oпрeдeлeния мнoгиx другиx бaзoвыx
экoнoмичeскиx пoнятий). Сooтвeтствeннo сущeствуeт мнoжeствeннoсть пoдxoдoв и
oпрeдeлeний этoгo фeнoмeнa рaзличными исследователями и разными научными дисциплинами.
Например, в отечественной литературе можно встретить следующие определения.
Функция (от лат. functio – исполнение, осуществление) – роль, которую выполняет
определенный институт по отношению к целому; деятельность, обязанность, работа;
внешнее проявление свойства какого-либо объекта в данной системе отношений.
Функция любой системы, в т.ч. и государства, представляет собой смысл ее
существования, назначения и необходимость, задается внешней и внутренней средой.
По мнению, главная функция государства – обеспечение безопасности жизнедеятельности
(сохранение и развитие) сложно структурированного общества). А позиция заключается
в том, что основная функция государства – это защита индивида, его прав и
свобод
. Еще большим разнообразием
отличаются взгляды на набор и объем функций, которые признаются за государством
в экономике. В работах разных российских авторов количество экономических функций
государства варьируется от 3 до 12. Принципиально различный подход к функциям
государства в экономике разделяет современное экономическое сообщество на два
противоположных лагеря – либералов и дирижистов.

Либеральный «минимум» – это обеспечение законности и правопорядка
(«функция ночного сторожа»), оборона и защита от внешних угроз; макроэкономическая
стабильность (борьба с инфляцией и обеспечение устойчивости национальной
валюты).
По мере необходимости еще – проведение реформ и формирование необходимых
институтов. Оказание публичных услуг (образование и здравоохранение) и
социальные гарантии, обеспечение экологической безопасности – это функции
социального государства, либералы соглашаются на их минимум, сторонники
патернализма и дирижизма – на их увеличение. Проведение промышленной (структурной)
политики, предупреждение или устранение «провалов» рынка и государственное
предпринимательство – это те функции, выполнение которых либералы не считают
прерогативой государства, в отличие от сторонников политики дирижизма и
патернализма.

Все эти разногласия, во-первых, являются следствием несовершенства
собственно экономической теории. Недостаточный учет в экономических построениях
достижений других научных дисциплин (теории организации, теории управления,
теории систем) по отношению к государству приводит к тому, что количество его
функций (в том числе экономических) может увеличиваться до бесконечности, т.к.
отсутствуют четкие критерии их выделения. Происходит определенное смешение
причин, функций, задач и направлений деятельности государства; проявляется
разный уровень абстрагирования или, наоборот, конкретизации проблем и т.д.

Во-вторых, в различных подходах к экономическим функциям
государства находит свое отражение различная общественная практика и конкретные
исторические условия. «В жизни складываются обстоятельства, объективно
обусловливающие выполнение государством разных наборов функций и варьирование
их объемами. Иной раз повышение его роли необходимо и дает положительные
результаты. Но все функции государства имеют свою цену: чтобы их выполнять,
нужны средства, которые изымаются у агентов экономики посредством налогов или
иным образом».

Выбор функций, выполнение которых государством обеспечивает
существование и развитие общества, согласование различных (индивидуальных и
групповых) интересов, является принципиальным моментом государственной
политики. А так как государство – это не просто институт (организация), но и
определенная группа людей, облеченных властными полномочиями, то в этом выборе высока
доля субъективных факторов и, следовательно, различных идеологических,
философских и теоретических подходов.

Наконец, не следует забывать, что разделение сфер деятельности
и функций государства на экономические, социальные, политические и т.д. носит
условный характер. В реальности между ними нет четких границ – наоборот, все
они взаимосвязаны. Поэтому принятие каких-либо практических решений
(осуществление каких-либо действий) в экономической (социальной, политической и
т.д.) области обязательно сопровождается позитивными или негативными эффектами
в других областях. И эти побочные эффекты по своей значимости могут
превосходить результаты прямого влияния. Таким образом, выполнение «чисто»
экономических функций государства в принципе невозможно. Осознанно или нет, всегда
имеет место комплексное воздействие государства на жизнь общества.

Для выполнения возложенных на него функций государство нуждается
в немалых материальных ресурсах, поскольку его жизнеспособность, эффективность
и военно-политическое могущество мало чего стоят без соответствующей
экономической базы. Традиционно роль (объем) государства в экономике измеряется
отношением государственных расходов к ВВП, а также величиной государственного
сектора в экономике. Однако не следует забывать, что эти способы не являются
совершенными. Далеко не все функции государства в экономике прямо или полностью
отражаются в расходах госбюджета
(например, валютно-денежное регулирование;
результаты нормативно-законодательной деятельности). Кроме того, отечественная
статистика вызывает много нареканий. Соответственно анализ функций государства
в России на основе бюджетных данных дает заниженные и приблизительные результаты,
которые позволяют говорить только о каких-то тенденциях.

Из статьи М. А. Положихина «Экономические функции государства: отечественные теории и практика»

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.