О сущности государства

Aктуaльнoсть oбрaщeния к
тeoрeтикo-филoсoфским aспeктaм пoнятия «гoсудaрствo» в сoврeмeннoй рoссийскoй
прaвoвoй нaукe oбуслoвлeнa рядoм причин. Oднoй из причин являeтся тa, чтo
пoнятиe гoсудaрствa в спeциaльнoй литeрaтурe трaдициoннo вывoдится из присущиx
eму признaкoв, к кoтoрым oтнoсят тeрритoрию, влaсть, зaкoн, нaлoг и
сувeрeнитeт. Рaссмoтрим эти элeмeнты пoдрoбнee.

Тeрритoрия. Впeрвыe
тeрритoриaльнoe дeлeниe ввoдит в кoнцe VI вeкa дo нaшeй эры в
aфинскoм гoсудaрствe дeмoкрaт Клисфeн. Суть eгo рeфoрмы зaключaлaсь, в
чaстнoсти, в тoм, чтoбы в гoсудaрствeнныe oргaны избирaть прeдстaвитeлeй нe oт
aфинскиx рoдoв, a oт нaсeлeния oпрeдeлeннoй тeрритoрии. Клисфeн считaл, чтo
сильныe внутрирoдoвыe связи в кaкoй-тo стeпeни прeпятствуют избрaннику oт рoдa
oсущeствлять гoсудaрствeнныe пoлнoмoчия в oтнoшeнии всeгo нaсeлeния. Избрaниe
жe пo тeрритoриaльнoму принципу нe связывaлo избрaнникa рoдoвыми
oбязaтeльствaми и oткрывaлo нoвыe вoзмoжнoсти нaибoлee пoлнo рeaлизoвывaть
пoлнoмoчия в oтнoшeнии всex избирaтeлeй – прeдстaвитeлeй рaзличныx рoдoв.

Oднaкo мoжнo ли рассматривать
территорию как признак государств? Ведь и в догосударственное время территории
уже кому-то принадлежали. Так, «община, осевшая на месте со всем своим добром и
стадами, связавшая свою участь с засеянным полем и ожидаемым урожаем
естественно, вынуждена отстаивать и защищать свои владения от пришлой орды
завоевателей, подвергающей ее опустошению. Часто племена получают имя по
наименованию территории, которой владеют (например, поляне, древляне, вятичи,
кривичи). Территория отождествляется с каким-либо родом или племенем (пойти в
варяги, в греки и т.д.). То же и у кочевников: степи только кажутся бескрайними
и безграничными, но каждый род знает свое место, так как пищевые ресурсы степей
еще более ограничены. Таким образом, задолго до образования государств
территориальное пространство осознается людьми как необходимое условие
существование.

Поэтому рассматривать
территорию как признак государства не совсем корректно, ибо государство
образуется на уже существующей территории, которая уже освоена образующим
государство населением. К этому можно добавить, что в разное время на одной и
той же территории существовали различные государства, что в состав одного и
того же государства в разное время входили различные территории. И до сих пор
есть территории, которые не принадлежат ни к каким государствам, например,
Антарктида, открытое море, планеты и небесные тела.

Власть существует в любом
обществе. Поэтому применительно к государству принято говорить не о власти
вообще, а о так называемой публичной власти, т.е. о такой власти, которая не
совпадает с обществом, но которая распространяется на все общество без
исключения, в отличие, например, от власти в семье, в партии, или власти
местного самоуправления.

В свое время Н.М. Коркунов
утверждал, что «власть государства не есть кем-либо другим предоставленная ему
власть, а власть самостоятельная. Государство властвует не по делегации, не по поручению,
а по собственному праву, самостоятельно». Однако, власть – это, прежде всего
реализованная воля. Поэтому обладать властью, властвовать может только человек
и только в отношении другого человека (вещами и животными человек владеет).
Государство, как абстрактная категория, обладать властью не может в принципе.
Государственной властью обладают представители населения в отношении всего
населения, и обладают они властью именно уполномоченной, делегированной.
Присягая восходящему на престол государю, население предает себя его власти
полностью и безраздельно, и потому монарх властвует – по праву. Главу же
государства избирает только часть избирателей (часть меньшая), и поэтому,
например, президент властвует – по закону.

Но и в общине и в племени
власть тоже публична. Властные полномочия осуществляют совет старейшин и вождь
через посредство специально выделенных людей, которые вместе с носителями
власти, естественно, с обществом не совпадают, хотя достоинства их в целом
можно охарактеризовать общеизвестным троеперстием: citius,
altius, forties. Происходит
это на этапе некоторого численного увеличения племени, когда в силу
определенных обстоятельств не все могут принять участие в решении оперативных
вопросов и делегируют, например выборщикам, свои голоса.

Понятно, что властеобладатели
существовали и в догосударственном обществе и считать, таким образом, власть
признаком государства не представляется достаточно обоснованным. Это же
относится и к аппарату власти и к аппарату принуждения, без которых никакая
власть вообще не может быть осуществима.

Закон. Весьма важно отметить,
что племенная власть осуществлялась не абы как, а в соответствии с определенными,
выработанными тысячелетним опытом, нормами общежития, сложившимися в обществе в
процессе исторического развития. Дальнейшее развитие и усложнение общественных
отношений, когда в общение вступают не только общины внутри племени, но и
различные племена, приводит к тому, что внутриродовые правила поведения
формируются в систему (например, право прохода к источнику воды, право прогона
скота и т.д.), которая воспринимается как нечто незыблемое, неизменное – данное
свыше – как закон. Государство первоначально, что вполне естественно,
санкционирует эти правоотношения, выступает гарантом их соблюдению.

Налоги. Очевидно, что
потребность передавать на общее дело часть произведенного товара (еда, одежда,
орудия) возникла еще в период существования первобытного стада как необходимое
условие сосуществования в условиях ограниченных ресурсов, как осознание
единства, общности. Можно констатировать, что принцип «собрать и
перераспределять» сформировался еще в первобытной общине и потому нельзя по
нему определить, что конкретное общество является государством.

Суверенитет, верховенство и
независимость государственной власти, проявляющиеся в соответствующих формах во
внутренней и внешнеполитической деятельности государства. Суверенитет
реализуется, прежде всего, в порядке осуществления государством его функций. Установление
в обществе правопорядке, наделение правами и возложение обязанностей на
должностных лиц, общественные организации и граждан – все это характеризует
верховенство государственной власти, ее определяющее положение по отношению к
любым иным властным отношениям (например, семейным, коллективным, партийным и
др.).

Следует заметить, что сказанное
относится к уже существующему, функционирующему государству. Однако при этом
очевидно, что при образовании государство не создает свой, особый суверенитет,
а становится продолжением независимой деятельности племени или союза племен во
внутреннем и внешнем общении.

Резюмируя вышеизложенное, можно
сформулировать промежуточный вывод: поскольку и первобытная община, и племя,
как совокупность общин, и государство имеют сходные черты: территория, власть с
ее аппаратом, закон (право), налоги, суверенитет (независимость), то можно
предположить, что государство образуется для управления и регулирования
усложняющихся взаимоотношений в общественной жизни, носящих количественный и
качественный характер, вбирая в себя как основу существовавшую племенную или
межплеменную систему управления (органы) и регулирования (право).
Представляется логически целесообразным в данном случае обратиться к сущности
государства. Так, например, профессор В.Е. Чиркин считает, что для того «чтобы
сформулировать понятие государства, нужно прежде всего раскрыть его сущность»,
которую в свою очередь «нельзя уяснить, не рассмотрев вопросов о возникновении государства,
о тенденциях его развития». Профессор В.С. Нерсесянц более конкретизирует: «Каково
понимание сущности государства (и, следовательно, его понятие), такова и
соответствующая трактовка процесса его возникновения и развития».

Сущность какого-либо предмета
вообще можно определить как совокупность его характерных внутренних черт и
свойств, которые сохраняются во времени и без которых предмет теряют свою
особенность и своеобразие. В случае с государством, сущность – это то, особое
характерное свойство, без которого государство потеряло бы свой смысл, свое
предназначение.

В современной российской
литературе о сущности государства преобладает «властный» подход. Например, «сущность
государство – то главное в этом явлении, что определяет его содержание, цели,
функционирование, т.е. власть, ее принадлежность», или «вопрос о сущности
государства – это вопрос о том, кому принадлежит государственная власть, кто ее
осуществляет и в чьих интересах». Однако это не совсем так. Получается, что со
сменой власти должна меняться и сущность государства.

Безусловно, принадлежность
власти в государстве наносит отпечаток на все его существо, затрагивает все его
функции, определяет все его цели и задачи, наконец, несет подданным процветание
или нищету, жизнь или смерть. Но это скорее результат деятельности власть
предержащих. Сегодня одних, завтра – других. Разве в этом заключается смысл
государства?

Представляется, что сущность
государства должна быть неизменна на всем историческом пути его существования!
Государство может принимать различные формы; могут видоизменяться органы
государства, переориентироваться его цели и задачи; население в государстве
никогда не постоянно, а поэтому и власть непостоянна, что власть выражает волю
личности; территория также подвержена изменениям, тут и войны и самоопределение
народов. Но суть государства всегда остается единой, иначе государство потерло
бы свой смысл, а мы каждый раз говорили бы о государстве как о новом понятии,
выделяли бы в нем все новые признаки.

Русский мыслитель-правовед И.А.
Ильин так высказывался о сущности государства: «Первое, что необходимо иметь в
виду для верного понимания сущности государства, это то, что государство есть
союз людей», «не просто союз, но правовой союз, организованный и действующий по
правовым нормам», «что оно не есть не физическая вещь (например, территория),
ни простое множество людей, но представляет собою множество людей, связанное
единым правом, единой властью и единой территорией в союз: государство есть
множество в виде единства».

Следует прислушаться и к словам
великого мыслителя Древней Греции – Аристотеля: «Государство создается не ради
того только, чтобы жить, но преимущественно для того, чтобы жить счастливо…». «Все
это основано на взаимной дружбе, потому что именно дружба есть необходимое
условие совместной жизни. Таким образом, целью государства является благая
жизнь, и все упомянутое создается ради этой цели; само же государство
представляет собой общение родов и селений ради достижения совершенного
самодавлеющего существования…».

Как представляет, достигается
эта благая жизнь – управлением делами государства и регулирование общественных
отношений в государстве таким образом, чтобы охватить этим благом всех членов
общества.

Таким образом, можно
подытожить, что сущность государства заключается в управлении обществом и
регулировании общественных отношений в определенных территориальных пределах на
основе выработанных практикой правил поведения и установленных и воспринятых
обществом правовых норм. Это является смыслом государства и восточной деспотии,
и у рабовладельцев (тиранов, олигархов, демократов), и у феодалов, и при
монархии (сословно-представительской, абсолютной и конституционной), и в
империи, и в республике (президентской и парламентской), и в союзном
государстве (конфедерации и федерации), и в социалистическом, и в коммунистическом,
и в правовом, и в неправовом, и в теократическом, и в бюрократическом, и в
тоталитарном, и в авторитарном, и в охлократическом, и в советском, и в
фашистском и т.д. Ключевая же проблем управления – это реализация властных
полномочий. В том числе на местах, в муниципалитетах.

Быков Игорь Владимирович

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.