Выдающийся русский хореограф Борис Эйфман отмечает 70-летие

22. июль известного русского хореографу, народному артисту России, художественный руководитель санкт-петербургского государственного академического театра балета Борису Эйфману отмечает 70 лет.

За долгие годы работы Эйфман был удостоен многочисленных наград: он неоднократный лауреат театральной премии “Золотой Софит”, Национальной театральной премии “Золотая маска” (1996, 1999), премии “Триумф” (1996). Эйфман был удостоен ордена “Мира и согласия” в номинации “Новое слово в хореографии”, награжден орденом “За заслуги перед Отечеством” IV, III и II степени, он кавалер французского ордена Искусств и Литературы.

Эйфман поставил около 50 балетов, и его войска в любой точке мира собирает аншлаги.

В честь юбилея в Санкт-Петербурге состоится ряд праздничных мероприятий, в том числе и большой спектакль “Борис Эйфман. Юбилей” на сцене Александринского театра, который состоится 22. июля. В программу будут включены фрагменты из легендарных постановок хореограф, отражают основные этапы его творчества. Зрители смогут увидеть сцены из “Анны Карениной”, “Родин”, “Up & Down”, “Чайковский. PRO et CONTRA” и др.

Сегодня, в рамках фонда “Петербургская фотолетопись” открылась выставка Игоря Метельского “Балет Эйфмана. Что не видит зритель”, на которой представлены фотографии, сделанные на репетициях труппы санкт-петербургского государственного академического театра балета Бориса Эйфмана. Выставка открыта для всех желающих до 11. августа.

В особняке Дж. Х. Добберт, в интерьере памятников деревянного зодчества ДЕВЯТНАДЦАТОГО века, был открыт в августе прошлого года, после реконструкции и реставрации, представлена последовательность установки, подготовка театральными художниками Яной Глушанок и Юрием Сучковым. На выставке, которая охватывает почти 50-летний период творческой жизни хореографа, представлены эскизы костюмов и декораций известных спектаклей, балета Эйфмана, репетиции и сценические фотоматериалы, афиши, театральный реквизит и личные вещи Бориса Эйфмана, многие из которых будут выставлены впервые.

И Я знаменитый хореограф накануне своего юбилея рассказал в интервью РИА “Новости” о главном направлении своего театра, принципах составления своего репертуара, о критериях выбора исполнителя, об авторе, вдохновляющие на создание балетов, и о том, почему его называют хореографом-философом.

Эйфман подчеркнул, что миру нужен балет нового тысячелетия, со своей особой пластикой и интеллектуальным содержанием. “Деятелям танец нужно найти новые идеи и творческие ресурсы для того, чтобы совершить прорыв из ДВАДЦАТОГО века (в котором до сих пор балетное искусство) в XXI веке”, – сказал он.

По словам хореографа, “современный зритель не должен выбирать между “Лебединым озером” и образцах хореографической абстракции – это абсурд”. “Я ни в коем случае не призываю предать забвению достижения наших великих предшественников. Наоборот: их следует аккуратно хранить. Но в то же время миру нужен балет нового тысячелетия, со своей особой пластикой и интеллектуальным содержанием”, – пояснил маэстро.

Президент РФ Владимир Путин поздравил народного артиста России с юбилеем, пригласил Бориса Эйфмана “настоящим Мастером и творцом”. “Вас по праву считают выдающимся представителем отечественного хореографического искусства, настоящий Мастер и творец, – подчеркнул президент. – Вы когда-нибудь шли по проторенному пути – неиссякаемая энергия, талант и верность призванию помогли Вам создать свой театр космос, чтобы выполнить много истинных творческих проектов, которые стали значительным событием в культурной жизни нашей страны, других государств”. “Важно, что и сегодня Вы много и вдохновенно работы, сохранить неизменную приверженность высоким художественным идеалам и принципам, – сказал Путин. – И всегда открыта для интересной, необычной идеи и намерения”.

Борис Янкелевич Эйфман родился 22. с июля 1946. года в городе Рубцовске Алтайского края в семье инженеров Янкеля Борисовича Эйфмана и врачей, Клара Марковны Курис.

В 1951 году. года, вместе с семьей переехал в Кишинев (Молдова), где в 1964 году. году он закончил хореографическое отделение Кишиневского музыкального училища.

С 1962 до 1966 года привел ребенка в хореографической студии во Дворце пионеров.

В 1966-1972. год учился на балетмейстерском отделении Ленинградской государственной консерватории им. Римского-Корсакова в классе Георгия Алексидзе.

Первая команда-исследовательская работа Эйфмана стал балет “Гаяне” (музыка арама Хачатуряна).

В 1970-1977 годах работал балетмейстером Ленинградского хореографического училища (ныне – Академия русского балета имени А. Я Вагановой). За время работы поставил там спектакли “Жизни навстречу”, “Встреча”, “Души прекрасные порывы…”, “Русская симфония”, “Фантазия”, “Прерванная песня”, которые были на сцене Театра оперы и балета им. Кирова (ныне – Мариинский театр). Тогда он создал фильмы-балеты: “Икар”, “Вариации на тему рококо”, “Блестящий дивертисмент”, “Три сочинения”, “Кровавое солнце”.

В 1975. году, на сцене Кировского театра состоялась премьера спектакля “Жар-птица” (музыка Игоря Стравинского).

В 1977 году. году, Борис Эйфман создал авторский театр – “Ленинградский Новый балет” (ныне – санкт-петербургский государственный академический Театр балета под руководством Бориса Эйфмана).

С этого войска он поставил первые спектакли: “Только любовь” (муз. Родиона Щедрина), “Искушение” (муз. Рик Уэйкмана), “Под покровом ночи” (муз. Белые Бартока), “Прерванная песня” (муз. Иманта Калныньша), “Двух -” (по ранним композициям группы Pink Floyd).

Смелый эксперимент стал одним из первых балетов театра “Бумеранг” на музыку группы Pink Floyd, о котором The New York Times опубликовал статью под заголовком “Борис Эйфман – человек, который осмелился”. Он принес балетмейстеру репутацию “хореографического диссидента” и заставил критиков говорить о новых тенденциях в российском балеты.

На протяжении многих лет своей деятельности Борис Эйфман создал около 50 балетов: программы камерных балетов (“Игра”, “Метаморфозы”), балеты-буфф (“Безумный день, или Женитьба Фигаро”, “Двенадцатая ночь”, “Интриги любви”), балеты-притчи (“Легенда”), балеты-сказки (“Жар-птица”, “Пиноккио”). Мировое признание получили работы “Чайковский”, “Я – Дон Кихот”, “Красная Жизель”, “Русский Гамлет”, “Анна Каренина”, “Чайка”, “Онегин”, “Родин”, “По ту сторону греха”, “Реквием”.

В 2009 году. году на сцене Александринского театра состоялась премьера балета “Онегинъ.Online”. По словам Эйфмана, приставка “Online” в названии имеет целью подготовить аудиторию, за то, что они увидят не совсем то, что мы читаем в романе Пушкина.

В феврале 2013 года. года санкт-петербургский театр балета Бориса Эйфмана в Большом театре показали спектакль “Родин”, который был номинирован на премию “Золотая Маска” в категории “Лучший балетный спектакль”. А в октябре хореограф представил московской публике балет “По ту сторону греха” по мотивам романа Федора Достоевского “Братья Карамазовы”.

В 2014. году балетмейстер привозил в Москву балет “Реквием”.

В 2015. году Борис Эйфман представил балет “Up & Down” сложному и многоплановому роману Фрэнсиса Скотта Фицджеральда “Ночь нежна”, с которой гастролировал по Европе и США.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.