22. июль известного русского хореографу, народному артисту России, художественный руководитель санкт-петербургского государственного академического театра балета Борису Эйфману отмечает 70 лет.
За долгие годы работы Эйфман был удостоен многочисленных наград: он неоднократный лауреат театральной премии «Золотой Софит», Национальной театральной премии «Золотая маска» (1996, 1999), премии «Триумф» (1996). Эйфман был удостоен ордена «Мира и согласия» в номинации «Новое слово в хореографии», награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» IV, III и II степени, он кавалер французского ордена Искусств и Литературы.
Эйфман поставил около 50 балетов, и его войска в любой точке мира собирает аншлаги.
В честь юбилея в Санкт-Петербурге состоится ряд праздничных мероприятий, в том числе и большой спектакль «Борис Эйфман. Юбилей» на сцене Александринского театра, который состоится 22. июля. В программу будут включены фрагменты из легендарных постановок хореограф, отражают основные этапы его творчества. Зрители смогут увидеть сцены из «Анны Карениной», «Родин», «Up & Down», «Чайковский. PRO et CONTRA» и др.
Сегодня, в рамках фонда «Петербургская фотолетопись» открылась выставка Игоря Метельского «Балет Эйфмана. Что не видит зритель», на которой представлены фотографии, сделанные на репетициях труппы санкт-петербургского государственного академического театра балета Бориса Эйфмана. Выставка открыта для всех желающих до 11. августа.
В особняке Дж. Х. Добберт, в интерьере памятников деревянного зодчества ДЕВЯТНАДЦАТОГО века, был открыт в августе прошлого года, после реконструкции и реставрации, представлена последовательность установки, подготовка театральными художниками Яной Глушанок и Юрием Сучковым. На выставке, которая охватывает почти 50-летний период творческой жизни хореографа, представлены эскизы костюмов и декораций известных спектаклей, балета Эйфмана, репетиции и сценические фотоматериалы, афиши, театральный реквизит и личные вещи Бориса Эйфмана, многие из которых будут выставлены впервые.
И Я знаменитый хореограф накануне своего юбилея рассказал в интервью РИА «Новости» о главном направлении своего театра, принципах составления своего репертуара, о критериях выбора исполнителя, об авторе, вдохновляющие на создание балетов, и о том, почему его называют хореографом-философом.
Эйфман подчеркнул, что миру нужен балет нового тысячелетия, со своей особой пластикой и интеллектуальным содержанием. «Деятелям танец нужно найти новые идеи и творческие ресурсы для того, чтобы совершить прорыв из ДВАДЦАТОГО века (в котором до сих пор балетное искусство) в XXI веке», — сказал он.
По словам хореографа, «современный зритель не должен выбирать между «Лебединым озером» и образцах хореографической абстракции — это абсурд». «Я ни в коем случае не призываю предать забвению достижения наших великих предшественников. Наоборот: их следует аккуратно хранить. Но в то же время миру нужен балет нового тысячелетия, со своей особой пластикой и интеллектуальным содержанием», — пояснил маэстро.
Президент РФ Владимир Путин поздравил народного артиста России с юбилеем, пригласил Бориса Эйфмана «настоящим Мастером и творцом». «Вас по праву считают выдающимся представителем отечественного хореографического искусства, настоящий Мастер и творец, — подчеркнул президент. — Вы когда-нибудь шли по проторенному пути — неиссякаемая энергия, талант и верность призванию помогли Вам создать свой театр космос, чтобы выполнить много истинных творческих проектов, которые стали значительным событием в культурной жизни нашей страны, других государств». «Важно, что и сегодня Вы много и вдохновенно работы, сохранить неизменную приверженность высоким художественным идеалам и принципам, — сказал Путин. — И всегда открыта для интересной, необычной идеи и намерения».
Борис Янкелевич Эйфман родился 22. с июля 1946. года в городе Рубцовске Алтайского края в семье инженеров Янкеля Борисовича Эйфмана и врачей, Клара Марковны Курис.
В 1951 году. года, вместе с семьей переехал в Кишинев (Молдова), где в 1964 году. году он закончил хореографическое отделение Кишиневского музыкального училища.
С 1962 до 1966 года привел ребенка в хореографической студии во Дворце пионеров.
В 1966-1972. год учился на балетмейстерском отделении Ленинградской государственной консерватории им. Римского-Корсакова в классе Георгия Алексидзе.
Первая команда-исследовательская работа Эйфмана стал балет «Гаяне» (музыка арама Хачатуряна).
В 1970-1977 годах работал балетмейстером Ленинградского хореографического училища (ныне — Академия русского балета имени А. Я Вагановой). За время работы поставил там спектакли «Жизни навстречу», «Встреча», «Души прекрасные порывы…», «Русская симфония», «Фантазия», «Прерванная песня», которые были на сцене Театра оперы и балета им. Кирова (ныне — Мариинский театр). Тогда он создал фильмы-балеты: «Икар», «Вариации на тему рококо», «Блестящий дивертисмент», «Три сочинения», «Кровавое солнце».
В 1975. году, на сцене Кировского театра состоялась премьера спектакля «Жар-птица» (музыка Игоря Стравинского).
В 1977 году. году, Борис Эйфман создал авторский театр — «Ленинградский Новый балет» (ныне — санкт-петербургский государственный академический Театр балета под руководством Бориса Эйфмана).
С этого войска он поставил первые спектакли: «Только любовь» (муз. Родиона Щедрина), «Искушение» (муз. Рик Уэйкмана), «Под покровом ночи» (муз. Белые Бартока), «Прерванная песня» (муз. Иманта Калныньша), «Двух -» (по ранним композициям группы Pink Floyd).
Смелый эксперимент стал одним из первых балетов театра «Бумеранг» на музыку группы Pink Floyd, о котором The New York Times опубликовал статью под заголовком «Борис Эйфман — человек, который осмелился». Он принес балетмейстеру репутацию «хореографического диссидента» и заставил критиков говорить о новых тенденциях в российском балеты.
На протяжении многих лет своей деятельности Борис Эйфман создал около 50 балетов: программы камерных балетов («Игра», «Метаморфозы»), балеты-буфф («Безумный день, или Женитьба Фигаро», «Двенадцатая ночь», «Интриги любви»), балеты-притчи («Легенда»), балеты-сказки («Жар-птица», «Пиноккио»). Мировое признание получили работы «Чайковский», «Я — Дон Кихот», «Красная Жизель», «Русский Гамлет», «Анна Каренина», «Чайка», «Онегин», «Родин», «По ту сторону греха», «Реквием».
В 2009 году. году на сцене Александринского театра состоялась премьера балета «Онегинъ.Online». По словам Эйфмана, приставка «Online» в названии имеет целью подготовить аудиторию, за то, что они увидят не совсем то, что мы читаем в романе Пушкина.
В феврале 2013 года. года санкт-петербургский театр балета Бориса Эйфмана в Большом театре показали спектакль «Родин», который был номинирован на премию «Золотая Маска» в категории «Лучший балетный спектакль». А в октябре хореограф представил московской публике балет «По ту сторону греха» по мотивам романа Федора Достоевского «Братья Карамазовы».
В 2014. году балетмейстер привозил в Москву балет «Реквием».
В 2015. году Борис Эйфман представил балет «Up & Down» сложному и многоплановому роману Фрэнсиса Скотта Фицджеральда «Ночь нежна», с которой гастролировал по Европе и США.